Питання-відповіді Інтерв'ю Всі записи

2

Бондаренко  Ульяна, користувач 1ua
Ульяна Бондаренко
Тема: Візитівки Харківщини

Дергачі


Місто Дергачі - районний центр у http://ukrmandry.com...=24'>Харківській області.

http://ukrmandry.com...=5064-2\' border=\'0\' hspace=\'7\' vspace=\'7\' width=\'450'>


Перша згадка про Дергачі (Деркачі) датується 1660 роком. Тоді тут
жило 26 родин переселенців з Правобережжя, а пізніше серед мешканців
слободи з\'являються козаки. Деркачівська козацька слобода стає
невід\'ємною частиною великої лінії фортець так званої \'Бєлгородської
лінії\', яка захищала від набігів татар південні кордони Російської
імперії.



Під час нападу кримських татар у 1680 році Деркачі були зруйновані й
лише в 30-х роках ХVІІІ століття тут спорудили нову фортецю. Деркачі
були сотенним поселенням з двома сотнями під керуванням отамана і
єсаула.



У ХІХ ст. в Дергачах з\'являються перші підприємства. У 1830 році тут
було відкрито воскобійний завод, трохи пізніше збудовано
цукрорафінальний завод. Збудовано також кілька невеликих цегельних
підприємств, механічний млин і пивоварний завод. У 1928 році в Дергачах
збудовано цегельний завод.


31 січня 2016

Бондаренко  Ульяна, користувач 1ua
Ульяна Бондаренко
Тема: Візитівки Харківщини
Мурафа
— одно из старинных поселений у границы Подольского и Брацлавского
воеводств, в краю, где решались силой территориальные споры польских
королей и литовских князей. Одно из важных сражений за обладание
западной Подолией между польской и литовской армиями произошло в этом
краю (недалеко от Копыстырина) 30 ноября 1432 г.

С
середины 1580-х гг. земли при впадении речки Клекотины в Мурафу приобрёл
снятынский староста князь М. Язловецкий. На территории села Верхняки он
выстроил замок и заложил местечко, которое вначале называлось
Райгродом, затем Новогродом, потом Клокотином и наконец Морахвой.



В 1629
г. Мурафа была пограничным городом Подольского воеводства. Сравнительно с
другими поселениями воеводства, Мурафа с более чем трёхтысячным
населением была большим городом. Реестр подымного налога 1629 г.
зарегистрировал здесь 607 жилых домов.



В
феврале 1651 г. польские войска взяли штурмом и опустошили Мурафу,
бывшую (по Зборовскому мирному договору 1649 г.) пограничным оплотом
казаков в военно-административном районе Брацлавского полка.



С
окончанием турецкой оккупации края (1672-1699) в Мурафу вновь вернулись
её владельцы Потоцкие. Вероятно, в это время здесь поселились евреи, и
со временем составили большинство «городского» населения местечка: дома
евреев сформировали центральные торговые улицы в обеих его частях.



В 1766 г. местечку была пожалована королевская привилегия на проведение ежегодной большой ярмарки длительностью четыре недели. 



После
Второго раздела Польши в 1793 г. местечко в составе Мурафы Старой и
Новой, принадлежавших разным владельцам, было включено в Ямпольский уезд
Подольской губернии. 

В 1831
г., после польского восстания, в котором участвовал один из владельцев
местечка, Новая Мурафа отошла к государству, а к концу XIX в. и Старая
Мурафа также стала принадлежать государственной казне.

Почти вся ремесленная и торговая деятельность местечка осуществлялась евреями.



Евреи
поселились в укреплённом и расположенном на торговом тракте городе
Мурафе в первой половине XVII столетия. В это время (1629) Мурафа была
пограничным городом Подольского воеводства. Сравнительно с другими
поселениями воеводства, Мурафа с более чем трёхтысячным населением была
большим городом. Реестр подымного налога 1629 г. зарегистрировал здесь
607 жилых домов.



Первое
упоминание общины Мурафы в респонсах львовского раввина Авраама Коэна
Раппопорта датируется 1647 г. и связано с жалобой общины Бара на
еврея-доносчика («мосера») из Мурафы.

По
некоторым источникам в начале казацкой войны 1648 — 1649 гг. Мурафа
оказалась разделённой линией противостояния казацкого и польского войск:
казаки обосновались на территории будущей Старой Мурафы, а поляки
укрепились на территории Новой. В мартирологе уничтоженных еврейских
общин «Тит гаявен» упоминается город под названием Мраша (или Мрахва),
где было двадцать евреев-домохозяев; они бежали из местечка, после чего
об их судьбе ничего не было известно.



В
условиях непрекращавшихся военных действий, кровопролития и разрушений
(весна и осень 1654 г., весна 1655 г.) ни городские укрепления, ни
разветвлённая сеть подземных ходов не были для евреев надёжной защитой:
история еврейской общины Мурафы прервалась на несколько десятилетий.



С
окончанием турецкой оккупации края (1672-1699) в Мурафу вновь вернулись
её владельцы Потоцкие. Вероятно, в это время евреи поселились здесь
снова и со временем составили большинство «городского» населения
местечка: дома евреев сформировали центральные торговые улицы в обеих
его частях.



С
лета 1734 г. на Брацлавщине участились грабежи и погромы; Мурафа
подверглась разбойному нападению гайдамаков летом 1735 г. Владелец
половины местечка граф Потоцкий от своего имени и от имени наследников
убитых евреев обратился с жалобой на крестьян-погромщиков в суд
Брацлавского воеводства.

Переписями
1765 г. в Старой и Новой Мурафе были зарегистрированы соответственно
221 и 115 евреев, еврейских домов в Старой Мурафе – 90, в Новой – 49.



В
1871 г. в Старой Мурафе насчитывалось 175, а в Новой — 266 жилых домов.
На правом берегу реки Мурафы в районе Слободки Мурафской были выстроены
казармы и размещены армейские части. Их соседство впоследствии оградило
общину Мурафы от погромов, прокатившихся по Украине в 1881-1882 и в 1905
— 1906 гг.



На протяжении XIX в. в Старой и Новой Мурафе были отдельные общины.



Уже в начале XIX в. евреи Мурафы стали приверженцами хасидизма.

Во
второй половине XIX в. каждая из двух общин владела каменной синагогой и
молитвенным домом: в 1889 г. во всей Мурафе было зарегистрировано
четыре «духовных правления».



Почти вся ремесленная и торговая деятельность местечка осуществлялась евреями.

В 1910—1914 гг. в Старой Мурафе проживало 180 еврейских семей.

Гражданская
война обернулась для евреев Мурафы трагедией. 17 июня 1919 г. (по
другим данным, 15 —18 июля) 1-й Любенский кавалерийский полк Директории
устроил в местечке погром, продолжавшийся три дня. Погромщики убили 64
еврея и оставили после себя полностью разорённое местечко с множеством
раненых и изнасилованных, 66 сиротами и 33 вдовами.



В
первой половине 1920-х годов в Мурафе, где проживало около двух тысяч
евреев, были «довольно крепки старые традиции и обычаи». Большинство
детей воспитывались в хедерах, а открытая в начале 1920-х годов
еврейская школа почти не посещалась.

До
середины 1920-х гг. общинные институции в Мурафе финансировались издавна
заведённым порядком — на средства от шхиты. Шойхет и раввин арендовали у
государства скотобойню, и тогдашний шойхет р. Лейб-Ицхак Генелис,
назначая цену за убой скота, выступал в роли традиционного «балтаксе» —
сборщика средств на нужды общины. Чтобы ликвидировать старинную
«коробку» и этим подорвать экономическую самостоятельность общины,
местные органы власти в июле 1925 г. расторгли арендный договор с
прежним шойхетом.

Многие жители были объединены в производственный кооператив, в местном сельсовете было 18 евреев.

В 1923 г. здесь проживало 1229 евреев.



Немецкие
и румынские войска заняли Мурафу 20 июля 1941 г. Многие семьи сумели
эвакуироваться, однако осенью 1941 г. в местечке оставалось не менее 800
евреев. В осенние и зимние месяцы 1941 —1942 гг. сюда было
депортировано около 4000 румынских евреев. Большинство их поселились в
Старой Мурафе, в домах евреев и украинцев, а также в общественных
зданиях. Из-за большой плотности населения зимой здесь свирепствовала
эпидемия тифа.

В
начале 1942 г. в Мурафе был создан совет общины, состоявший из румынских
евреев, и еврейская полиция; эти органы были ответственны за выделение
евреев на принудительные работы: расчистку снега и строительство дорог.
На присылаемые из Румынии деньги и средства от налогов, которыми
общинный совет обложил евреев Мурафы, были организованы бесплатная
кухня, больница на 25 коек, аптека, школа и детский сад. Осенью 1942 г.
был открыт детский дом на 30 мест, который сначала размещался в комнате
жилого дома, а затем — в нескольких помещениях школьного здания.



Весной
1943 г. один из крестьян обвинил местного еврея в ритуальном убийстве
его дочери. Так как девочка действительно пропала, крестьяне угрожали
уничтожить всех евреев Мурафы. Только благодаря энергичным мерам
румынских жандармов, получивших значительных размеров взятку, девочка
была найдена.

19
марта 1944 г. Мурафа была занята партизанским отрядом, возглавляемым
двумя местными евреями, а 20 марта в Мурафу вошли части Красной Армии.



Еврейская
община Мурафы пережила годы оккупации. В послевоенные десятилетия евреи
покидали посёлок, уезжая в города, а с начала 1990-х гг. — за рубеж. На
2012г. евреи в Мурафе не проживают

31 січня 2016

Бондаренко  Ульяна, користувач 1ua
Ульяна Бондаренко
Тема: Візитівки Харківщини

Люботин


Ось
нарешті прийшла більш-менш сонячна погода, коли можна вирушити у
подорожі навколо рідного міста і пофотографувати пам’ятки архітектури
області. Вирушаю до такого близького, але такого невідомого Люботина. Це
місто – передостання перед Харковом
станція для тих, хто їде поїздом з київського напрямку. Але мені
зручніше їхати до Люботина маршруткою, яка відходить від ст. м. «Холодна
Гора» (де я, власне, й мешкаю).



Через сорок хвилин висаджуюся на порожній площі в центрі міста, біля
вокзалу. Що в мене є? По-перше: деякі приблизні уявлення про те, що
цікавого є в Люботині. По-друге: велике бажання це цікаве побачити.



Перед поїздкою Інтернет мені підказав, що цікаве розташоване у
передмісті Люботина – Гиївці. Точніше, колишньому передмісті, а тепер –
околиці міста. І зараз моє завдання – потрапити на цю околицю. Коли на
автостанції мені повідомили, що на сьогодні рейси на Гиївку скасовані (у
зв’язку зі святом), то мені прийшла у голову думка типу «А скільки там
того Люботина?» Виявилося – багато його. Так що, якщо ви раптом колись
будете в Люботині і захочете потрапити на Гиївку, а автобусів не буде,
то не шкодуйте грошей на таксі. Або пошкодуєте потім про все на світі.
Одним словом, через якусь годину я прийшла-таки до найкрасивішої
пам’ятки міста – Миколаївської церкви.



Розташування церкви – це щось дивовижне! Вона стоїть на пагорбі, на
березі річки Мерефянки, і з якого боку до неї не підійди – краєвид
виходить неймовірний! Церква у дуже пристойному стані, і ремонт судячи з
усього, у ній продовжується. Церква була збудована у 1843 році, і була
частиною садиби князів Святополк-Мирських (двоє з представників цього
роду поховані за церквою).
Колись від церкви до садиби вів дерев’яний місток, якого вже давно
нема. А шкода! Тому що коли йдеш до церкви, то здається, що вона зовсім
близько, а от поки дійдеш до дамби, щоб на інший берег потрапити, тут
розумієш, що перше враження про відстань було хибним.



Біля церкви дізнаюся у місцевих, що палац князів знаходиться на
іншому березі, тобто я його пройшла. Повертаюся (якщо був би місток, то
це було б разів у п’ять скоріше) і без проблем знаходжу залишки садиби.
Ну що вам сказати? Це жах! Руїни, які я бачу спочатку, виявляються
залишками службового корпусу. Він був побудований у 20-х рр. ХІХ ст. Точніше, тоді була побудована ротонда
– доволі вишукана споруда з колонами. А у 70-х рр. ХІХ ст. до ротонди
були прибудовані крила. Те, що залишилося на сьогоднішній день, скоріше
за все не відродиться вже ніколи. А зовсім нещодавно, пару років тому,
ця споруда була цілою, у неї були і дах, і підлога. А зараз руїни
ротонди перетворені на смітник, і мешкають в ній зовсім не князі, а бомжі і кози. Сумно…



Більш вцілілою, але не менш сумною, виявилася споруда палацу. Це великий сірий будинок
з готичними вікнами, оточений старим парком. Започаткований комплекс
був ще у 1815 році, коли тут була збудована перша споруда, яка ставла
основою сучасного палацового комплексу. Нещодавно в палаці був
розташований дитячий санаторій, а зараз він стоїть пусткою і руйнується.
Навколо палацу залишилося щось схоже на колись розкішний парк.



Ось такі справи. Ця невелика подорож залишила сумні враження (як і
переважна більшість інших подорожей). Побачене підтвердило моральну
убогість влади, яку ми все обираємо і обираємо самі, і яка є обличчям
вкрай зубожілої нації. До побачення.

29 січня 2016

Бондаренко  Ульяна, користувач 1ua
Ульяна Бондаренко
Тема: Візитівки Харківщини

Рокитне


Багато
в Україні є річок, і на їхніх мальовничих берегах скрізь росте рокита.
Тому є в Україні аж п’ятнадцять населених пунктів з поетичною назвою
«Рокитне».



Один з них - село Рокитне - розташоване на Харківщині, у Нововодолазькому районі.



Засноване Рокитне було у 1699 році, коли Слобідська Україна активно
заселялася переселенцями-козаками з Правобережжя та росіянами, і
населені пункти виникали тут один за одним. Засновником села вважається
полковник Федір Донець-Захаржевський, хоча дехто вважає, що ще раніше
Рокитне заснував його батько - полковник Григорій Донець. З 1705 року
селом володіли вдова і син Донця-Захаржевського, які й продали Рокитне
липецькому сотнику Черняку.



Удова Черняка вийшла заміж за полковника Матвія Куликовського. Рід
Куликовських володів Рокитним до 1917 року. (Родоначальником цього роду
був Прокопій Куликовський (II половина XVII-1727), який походив з
молдавського дворянства і виїхав до Російської імперії під час
Прутського походу Петра I 1711 року. У 1712 році він обійняв посаду
харківського полковника.)



Матвій Прокопович Куликовський був останнім харківським полковником,
а після ліквідації полкового поділу Слобожанщини був обраний
предводителем дворянства Харківської округи. Треба сказати, що доля Матвія
Куликовського так вдало склалася й завдяки двом вигідним шлюбам.
Спочатку Матвій Прокопович був одружений з Пелагеєю Родзянко, дочкою
хорольського сотника і миргородського полкового обозного Степана
Родзянка. (Рідна сестра дружини Куликовського - Тетяна - була дружиною
генерального судді Дем’яна Оболонського.) Пелагея Степанівна померла у
молодому віці, і вже у 1746 році Матвій Прокопович одружився вдруге з
вже згаданою удовою липецького сотника Черняка. Вона й принесла йому в
посаг Рокитне.



А нам у спадок від Куликовських залишилося дві чудові архітектурних пам’ятки: палац та церква Архангела Михайла.



Палац у стилі класицизм був побудований у ІІ половині XVIII ст. і
потім неодноразово перебудовувався. Архітектор Лукомський після подорожі
Слобожанщиною на початку ХХ століття у своїй книзі «Старовинні садиби
Харківської губернії», виданої у 1917 р. у Петрограді, писав: «За своєю
архітектурою будинок складає надзвичайно приємне враження. З обох боків
прикрашений колонадою, він дуже логічний і затишний за планом». Зараз у
приміщенні палацу розташований технікум.



Поруч знаходиться чудова церква Архангела Михайла також у класичному
стилі. Побудована вона була у 1805 році і слугувала усипальницею для
родини Куликовських. У 1936 році тут відбулося останнє богослужіння,
після чого будівля використовувалася не за призначенням. (Коли ми
приїхали сюди, моя мама впізнала церкву як кінотеатр, де вона колись
давно дивилася фільми, коли їх, старшокласників, привезли до Рокитного у
колгосп «на картоплю».)
А от чудова дзвіниця 1827 року, яка,
кажуть, перевершувала церкву за красою, була зруйнована. Безперечно, що
Михайлівська церква є однією з найкращих у подібному стилі в Україні.



Тепер ансамбль маєтку Куликовських має доволі «задрипаний» вигляд
(церква відреставрована, а от палац…), а колись тут ще був чудовий парк з
рідкісними породами дерев, з терасами, ставками і альтанками.



Зараз на відродження прекрасних садиб Слобожанщини залишається тільки сподіватися.

29 січня 2016

Бондаренко  Ульяна, користувач 1ua
Ульяна Бондаренко
Тема: Візитівки Харківщини

Пархомовка


http://www.nice-plac...\' alt=\'Покровская церковь в селе Пархомовка (Харьковская обл)\' align=\'right\' border=\'0\' height=\'346\' hspace=\'3\' vspace=\'3\' width=\'320'>На
расстоянии 150 км от Харькова расположено село Пархомовка. Первое
документальное упоминание о нём относится к 1688 году. В те времена
селом владел полковник И. Перекрестов. Во времена Екатерины II имение
было передарено графу Г. Подгоричане, генерал-майору. Граф не особенно
интересовался своим имением, а вот его брат в конце XVIII века воздвиг
здесь подобие флорентийского дворца.



Рядом с дворцом в 1808 году архитектор П. Ярославский возводит большой храм – Покровскую Церковь
в стиле классицизма. В конце века это имение приобретает П. Г.
Харитоненко и строит завод, расширяя свою «сахарную империю». Возле
завода возникают больница и школа, сохранившиеся до наших дней.
Благодаря учителю А. Ф. Луневу в 1955 году в школе был создан кружок
истории. Можно считать, что Пархомовский историко-художественный музей берет начало именно от этого события. В настоящее время музей действует, и в нем находится около 6000 ценнейших экспонатов.
Подробнее: http://www.nice-plac...>http://www.nice-plac...

27 січня 2016

Бондаренко  Ульяна, користувач 1ua
Ульяна Бондаренко
Тема: Візитівки Харківщини
Следующая за Шаровкой усадьба (село Владимировка Харьковской области) построена в конце XIX века Иваном Харитоненко. Сын крестьянина, сколотивший состояние на производстве сахара, он назвал поместье по имени внучки – Натальевка.
Почти невозможно поверить, что огромный сосновый лес вокруг усадьбы –
дело рук садовников. Но изумительные оранжереи и зимний сад, несомненно,
созданы прекрасными мастерами.



В центре парка церковь – Свято-Преображенский храм,
точная копия которого стоит во Франции, на Лазурном побережье.
Архитектор Щусев, создатель церкви, спроектировал и парадный въезд в
усадьбу в стиле модерн. После войны здесь тоже устроили туберкулезный
санаторий, сделали в храме клуб. Но сейчас Свято-Преображенский храм
сияет прежней красотой – в отличие от развалин конного манежа и
кирпичных конюшен.
Подробнее: http://www.nice-plac...>http://www.nice-plac...

27 січня 2016

Бондаренко  Ульяна, користувач 1ua
Ульяна Бондаренко
Тема: Візитівки Харківщини
http://www.nice-plac...\' alt=\'Усадьба Натальевка. Свято-Преображенский храм\' align=\'left\' border=\'0\' height=\'305\' hspace=\'3\' vspace=\'3\' width=\'300'>

27 січня 2016

Бондаренко  Ульяна, користувач 1ua
Ульяна Бондаренко
Тема: Візитівки Харківщини

Старый Мерчик


Если покинуть Харьков по Киевской трассе и свернуть направо сразу за
Люботином, то всего через полчаса дорога приведет в древнее село Старый
Мерчик.



Здесь, ещё при Екатерине II, потомок знатного рода Шедловских,
Григорий попытался обновить обветшавшую усадьбу отца. 120000 серебряных
рублей – безумные в то время деньги! – ушли на строительство дворца.
Поместье в стиле Людовика XVI до сих пор потрясает воображение. Пруды
вокруг, железные мостики, соединяющие искусственные острова, два дворца –
для самого хозяина и для гостей. Бальный зал Старого Мерчика когда-то
собирал под сводами всю аристократию округи. Сияние и блеск
торжественных вечеров были его гордостью — но пришла революция. Усадьбу у
хозяев отобрали, устроив в поместье земледельческую школу. Шестьдесят
лет здесь учили студентов-ветеринаров, но в 1997 году усадьба была
брошена на произвол судьбы. Сейчас, наконец, отреставрирована уникальная
церковь, стоящая на территории поместья, а вот на остальное, как
всегда, не хватило средств. Усадьба пребывает в печальном состоянии, но
все равно остается редчайшим памятником архитектуры XIX века.
Подробнее: http://www.nice-plac...>http://www.nice-plac...

27 січня 2016

Бондаренко  Ульяна, користувач 1ua
Ульяна Бондаренко
Тема: Візитівки Харківщини
Палац Кеніга у Шарівці Харківської області з\'явився в
початку 19 століття як маєток Ольховських. Свого розквіту він досяг в
кінці 19 і початку 20 століть, перебуваючи у власності чергового
цукрового магната – Леопольда Кеніга. Кеніг значно розширив будівлю
садиби, перетворивши її на справжній палац з баштами і парадними
сходами. Сходи трьома терасами спускалися до фонтану і басейну з
містком. Велика увага також приділялася парку, оранжереям для тропічних
рослин і другорядним приміщенням для робітників. Зараз цей архітектурний
комплекс знаходиться в стані напівруїни.

26 січня 2016

Бондаренко  Ульяна, користувач 1ua
Ульяна Бондаренко
Тема: Візитівки Харківщини
                  Музей  майже  з віковою історією.
  Красноградський  краєзнавчий  музей ім П.Д. Мартиновича--
справжній центр культури не лише для Красноградського ,а й для найближчих до нього районів.У вистовкових залах можна побачити єкспонати ,що відбивають життя  навколишніх територій починаюючи з сивої  давнини й до наших днів.
         Датою  створення закладу, що розташований у  колишньому приватному будинкові повітового лікаря Роберта Шиндлера , вважають 21 лютого 1922 року.   Саме тоді відомий земляк, художник і етнограф Порфірій Мартинович ,представив тут для огляду  виставку своїх робіт.


16 січня 2016


2




  Закрити  
  Закрити